ПОНИМАНИЕ И ЛЮБОВЬ СПАСУТ МИР Ирину Агапову иногда можно встретить на одних тусовках с Эдуардом Тополем или Борисом Васильевым (там-то мы с ней и познакомились!). Из-за внешности журналисты чаще принимают ее за модель, нежели за писательницу. В основном Ирину знают как перспективного драматурга, пьесы которого охотно берутся на вооружения молодежными театральными студиями. Но ее фантастический рассказ «Вечный вечер по имени «Анна», опубликованный в первом номере журнала «Искатель» 2008 года, произвел эффект небольшого ядерного взрыва. Казалось бы, искушенного читателя мало, чем уже можно поразить, однако… Стиль Эдгара По переплетается в ее повествовании с утонченностью Уильяма Батлера Йейтса и богатым ассортиментом эпитетов «а-ля Владимир Набоков». Неожиданные же каскады и сюжетные развязки, думается, по достоинству оценил бы сам Рэй Брэдбери! Итак, загадочная старуха, (которой от роду не одна тысяча лет!), поселяется в подходящем для нее доме и перевозит сюда свою внучку с мужем и правнука. Аллегории, аллюзии и символические образы их так изящно прописаны в тексте, что все это нельзя воспринимать без чувства юмора. Например, внучкин муж, который «при жизни лез в бутылку» на самом деле и оказался в бутылке – только в качестве волшебника-джинна. А у внучки до сих пор сохранился «на куске мрамора диплом греческого колледжа Горгон», благодаря чему, она время от времени использует свое умение – обращать плохих людей в каменные изваяния. Единственный смертный человек в семейке - приемный ребенок Ивашка, в котором все не чают души. Вот такой экзотически-этнический микст из героев. Эти необычные существа собираются закатить грандиозную вечеринку по поводу встречи родственничков, таких же, мягко сказать, персонажей «с весьма необычной генетикой». Находится и ведущая этого междусобойчика - необидчивая клоунесса, которой дана емкая характеристика: «За несколько удлиненную форму черепа и крупноватые зубы светская клоунесса в простонародье носила погоняло "мисс Иго-го". Прозвище ни капли не смущало девицу, а даже лихорадочно подстегивало ее требующий грубо-слесарного вмешательства психоаналитика разум выдумывать в свой адрес новые и новые колкости, посылая в собственный гипоталамус мазохистский экстаз от своего публичного унижения…». Жесткая сатира на современное общество, ложные идеалы и антисоциальное поведение хорошо знакомых нам телеперсон, в которой отчетливо звучат отголоски «салтыково-щедринских идей», достигает своего пика. Поскольку мисс Иго-го, обуреваемая исключительно наживой и отчаянным поиском жениха, даже не понимает, что все окружающие ее гости – инфернальные типы, за сговор с которыми ей придется бесчеловечно расплачиваться. «Человек, еще при жизни потерявший душу, давно потерян для общества, как личность», - так негласно звучит основная тема повествования. И лишь для Ивашки семейная вечеринка в тягость – прибывшие родственники только и тычут ему в нос различиями между ними. У «светской клоунессы» также находит успех не он, а некий клыкастый граф Владомир. После этой вечеринки, сравнивая реальных и мифических гостей, понимаешь, что даже человек человеку - рознь. А эмпатию и поддержку можно найти только у близкого тебе по духу. Осознает это и Ивашка. Но ему требуется кое-что большее, нежели простая толерантность, ибо он ищет свою любовь… Тогда молодой человек принимает единственно правильное решение: покидает свой «осенний приют, сумеречное семейное логово» и начинает самостоятельную жизнь среди обычных людей. А еще он находит то, что искал - свою любовь: «Анна была воплощением июля, когда разноцветные веселые тени скользят по лицу, а старый город радуется дуновению пряных ветров, что несут запах имбиря и пьянящих заморских коктейлей, пение загадочных птиц, пыльцу далеких цветов и сулят перемены». Ее «волшебное имя можно читать слева направо и справа налево, и оно не станет от этого менее звучным». Герой сравнивает свою новую жизнь с «одним долгим счастливым вечером по имени Анна», чем вроде бы подводит черту под многочисленными событиями своего прошлого и дает отсчет счастливому настоящему. Литературный журнал «Искатель» с момента своего существования славится, как издание, открывающее новые имена авторов, пишущих в жанре «маленького фэнтези» - рассказов, лаконичных по объему, но запоминающихся, благодаря писательской стилистике и, конечно, оригинальному содержанию. Не стал исключением и рассказ Ирины Агаповой «Вечный вечер по имени Анна», в котором, как и в любой человеческой жизни, вопреки, казалось бы, мрачному прогнозу, отсутствию перспектив и усиленному насаждению смещенных идеалов, находится место для простого благополучия и для реального шанса выбраться из трясины, в которую нас иногда пытается забросить судьба.
А. Чибашитов (Москва, 2009) |