Газета "Молот" (Ростов-на-Дону) от 6 октября 2013 "СЕРЕБРЯНЫЙ КОТЕЛ ДУРИ" - БЕРЕГИТЕСЬ ЖИЗНЕННОЙ СКУКИ Драма «Серебряный котел дури» – популярное литературное произведение, ставящее своей целью борьбу с опасным социальным заболеванием, захватившим молодежные круги – с наркоманией. Написана пьеса московской писательницей Ириной Агаповой по мотивам некоторых реальных событий. Конопля, растущая в зеленых массивах Ростовской области и Краснодарского края, и несознательные молодые люди, применяющие ее, как одурманивающее средство – все это стало сюжетом произведения московской писательницы.
Сюжет произведения вполне доступен, а проблема наркомании настолько остро стоит в современной России, поэтому пьеса бешено популярна в молодежных театральных студиях. Скучающая молодежная компания варит для собственной забавы наркотическое зелье - «дурь» - в огромном котле. Любовь и ненависть, примитивное и возвышенное, огонь и лед сталкиваются на жестоких молодежных тусовках. Но приходит время, и люди стараются вырваться из замкнутого круга, потому что перед ними – тупик, пустота. Это удается не всем. Весь сюжет кричит о том, как необходимо срочное вмешательство и появление того, кто сумеет прекратить этот бедлам. И ОН приходит… Но с его приходом становится только страшнее.
Многие центральные СМИ «Московская правда», «Сельская жизнь», «Клуб» пару лет назад единогласно провозгласили «Серебряный котел дури» «культовой пьесой». География ее постановок исчисляется тысячами городов – от Москвы и Питера до Иркутска, Нерюнгри, Риги и Иерусалима. В ноябре 2010 года издательский совет журнала «Ваша библиотека» официально рекомендовал изучение сюжета «агаповской» драмы на школьных уроках литературы со старшеклассниками и опубликовал методическую разработку такого урока «Берегитесь жизненной скуки!» в помощь учителям словесности.
С момента первой публикации пьесы «Серебряный котел дури» в книге «Праздник в школе. Выпускные балы и конкурсы» московскового издательства «Айрис-пресс» прошло 13 лет. Чертова дюжина! Я решил по- своему проанализировать произведение, в котором разговор идет, впрочем, не только наркомании, но и о любви! О том самом высоком чувстве – о любви и поиске этой самой любви. А уж что еще там каждый из читателей найдет – это вопрос экзистенции.
Простой и сложный одновременно, «Серебряный котел дури» безграничен в своих проявлениях, как безгранична сама жизнь. О нем много писалось в прессе, а в библиотеках есть целые подборки по обозначенной теме, словом, о «Котле…» немало песен сложено
«В последнее время меня расстраивает одно: пьеса «обрастает» сказками. Первая сказка - будто она посвящена какому-то определенному городу. Знаете, типажи гадких наркоманов и предателей, которые в ней описываются, весьма распространены. Таких людей - пруд пруди везде. Ни к какому конкретному городу данные описания не относятся. А то, что место действия – юг России, вообще не дает никакого повода для конкретизации, Ростовская ли это область, Волгоградская, Краснодарский край… - призналась нам писатель и автор произведения Ирина Анатольевна Агапова. - вторая сказка, будто пьеса автобиографична. Якобы главная героиня, ломающая в провинции стереотипы мракобесия, списана с меня. Нет и нет. Любовный треугольник, который описывается в произведении, и который так страшно заканчивается, имел место в реальности двадцать лет назад, но вовсе не на юге. Но больше комментировать по этому поводу даже ничего не хочу».
Несомненными и явными достоинствами произведения являются ее легкий и прозрачный язык, краткость и предложенный автором ход – прекрасная незнакомка, попавшая в кипучий «котел» событий. Может быть, и название отсюда? С «котлом» связана и кельтская мифология, где бог изобилия Дагда варит котел, и пока котел Дагды кипит, всем людям на земле хватает пищи и тепла. В иных мифах некий сказочный котел известен как священная «чаша Грааля», которую вечно ищут европейские рыцари.
Несмотря на краткость, «агаповская» пьеса состоит из двух действий, каждое из которых соответствует следующему периоду жизни героев.
Событийный ряд начинается с молодежной сходки, где провинциальная «золотая» молодежь скучает, думая, как бы развлечься. Им на помощь приходит Вика – она знакомит компанию со своей сестрой Эридой. Надеясь на то, что девушка возьмет на себя роль тамады в их компании, ребята терпят жесткое фиаско – она никого развлекать не собирается, она сама, кажется, ждет какого-то удара в поддых и будто скрывается от кого-то… Непонятная особа. А непонятных не любят. Тем более, что свободными молодыми людьми она не заинтересовалась, а вот Марк – жених Юлии, ей пришелся по вкусу.
Галерея «агаповских» характеров изобилует громадным фонтаном разнообразных нравов, жестов, темпераментов. Здесь и глубокий сангвиник Вика, и холеричная Юлия, и Марк – юноша «ни то, ни се». Интриганы Лелик и Владислав, которым не удается выклянчить у Эриды деньги, строят козни, переворачивая все с ног на голову. Казалось бы, должен явиться кто-то, кто прекратит жестокие полудетские интриги… И он приходит… Но с его появлением становится только страшнее. Ведь это человек из мира мафии, с которым шутки плохи. Не зря Эрида пряталась от него.
Котел страстей закипает с новой силой. Характеры проявляются с другой своей стороны. Темная и светлая силы меняются местами. Вчерашний юноша «ни то, ни се» спасает Эриде жизнь. А ведь еще пять минут назад она не верила в его первые искренние чувства. Идейная наполненность только теперь проливает свет на расстановку акцентов. Директивы, которые автор пьесы хочет донести до зрителя устами своих персонажей, сводятся к следующему: ломайте неверные стереотипы, ставшие привычными, плывите против течения, верьте в собственные силы. У самой же Эриды этих сил уже не осталось, она снова оказывается во власти человека, от которого уходила. Но и ее спутник, увидев, что она чудом избежала гибели, понимает свою вину и тоже меняется, увозя ее в новый мир, где все будет иначе. Пестрое различие чередующихся эпизодов, отсутствие монотонности, интрига, которая с упругим нарастанием держится до самого конца, все это, вместе взятое, делает пьесу привлекательной для ее адресной аудитории – молодежи. Возможно, что какие-то линии заслуживают более глубокой проработки, и кажется, что время остановилось после исчезновения Эриды, потому что узловых событий больше нет.
Но есть намек, что начавшиеся события будут продолжаться с молодыми героями где-то за пределами сцены, поскольку уже случившиеся обстоятельства приводят к совершенно иной сюжетной канве, слишком крутым переменам, кризису прежних неуравновешенных отношений.
Эрида и Марк – отдельная тема… Эти молодые люди подчерпывают друг в друге то, что раньше было неуловимым. Однако, ни понять до конца, ни сказать какие-то самые важные слова друг другу Марку и Эриде не удается…
Так и остается загадкой основной посыл пьесы: а было ли все это на самом деле? Говорят, что было. Что же было? Точно вряд ли, кто вспомнит.
…В далеких 90-х будущая «дива» драматургии, а тогда – восемнадцатилетняя «Мисс Подмосковье» Ира Агапова – оказалась в центре бандитской перестрелки на подмосковной турбазе «Клязьма»…(источник, написавший о событии – ж. «Клуб», № 3, 2000 г.). Не этот ли событийный ряд, обросший деталями писательского гения, пролег пунктиром через всю историю «Серебряного котла дури»?
Основная находка автора, оправдывающая трагический финал – желаемый и неполученный главной героиней запах покоя, исходящий от далекого города – города ее детства, переросший в кошмар. Как булгаковский Левий Матвей, «серебрянокотловская Эрида» хотела покоя, но получила только вечный свет.Большего не заслужила…
Если попытаться определить место пьесы в современной иерархии драматургических попыток, то лучшего, чем «даешь, молодежь», пожалуй, не найти. Отсутствие пафоса и жаргонизмов, отсутствие сложных сюжетных ходов, но присутствие классического любовного треугольника, жизненных характеров, необычной пропитанности фабулы специфической романтикой, когда вся компания «подсажена» на наркотический напиток из дикой местной травки – все это является притягательным для основной аудитории пьесы и достоинствами самого сценического произведения.
Кстати, в прошлом году Ирина Агапова издала одноименную повесть по мотивам пьесы. Повесть опубликовало волгоградское издательство в книге «Профилактика вредных привычек. Для 5-11 классов».
Во многих школах Волгограда, Майкопа, Мурманска, Наро-Фоминска, Москвы, Санкт-Петербурга, Набережных Челнов проводились мероприятия по сюжету повести. Сюжет повести более развит, чем в пьесе – появилось много новых действующих лиц, стало больше диалогов.
Ну а финал остался прежним – «дурь» до добра не доводит.
Вадим Назаров, специально для газеты «Молот»
|