Меню сайта

Форма входа

Поиск

Кликни сюда!

Жми картинку!

Фестиваль! Кликни!

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи и заметки

Бархатный декаданс леди Ирины
http://entercatalog.ru/item21665.html http://www.1001statya.ru/read.php?pid=6843 БАРХАТНЫЙ
 
ДЕКАДАНС ЛЕДИ ИРИНЫ
(О творчестве современной писательницы И. А. Агаповой)
 
                Ирина Агапова (Irina Agapova) –
                русский писатель, драматург,
                художник, фотомодель (Википедия)
 
    Творчество современных писателей чаще обращается к нескольким ограниченным темам: либо это третьесортные детективы, либо это «рублевское» чтиво, либо псевдо-психология о том, как «склеить мужика». Ну, есть еще парочка пошлых проблем, о которых даже упоминать не хочется.
     Большинство из них перевариваются читателем, как плохая пища желудком, не оставляя после себя практически ничего «разумного, доброго, вечного».
 
     Что же делать вдумчивому читателю, педагогу, библиоману, просто интеллигентному человеку? Неужели все так плохо в мире современной литературы? Неужели нет таких произведений, к которым, прочитав раз, захочешь вернуться еще и еще, чтобы перечитать? Работая учителем литературы в школе, я волею судьбы оказался на курсах повышения квалификации в Педагогической Академии последипломного образования. Там один из выступающих докладчиков представил ошеломляющую презентацию, посвященную «от и до» творчеству нашей современницы - молодой писательницы Ирины Анатольевны Агаповой.
 
     Агапова, чьи тиражи книг по данным Российской Государственной Библиотеки перевалили за два миллиона экземпляров!
 
     Агапова, которая в 2000 г. была удостоена почетного звания «Драматург 21 века»!
 
      Агапова, которой в сентябре 2009 г. на Московской Международной Книжной выставке-ярмарке присвоили титул «Леди Литература» за ее книги!
 
      Школьным педагогам хорошо знакома ее фамилия. И вот почему. В 2010 году исполняется 10 лет с момента выхода трехтомника книг «Праздник в школе» ее авторства.
 
      О! Этот трехтомник известен любому учителю, ибо большинство современных внеклассных мероприятий и праздников с учениками проводятся именно по предложенным в нем сценариям. У Вас есть дети школьного возраста? Если, да, то поздравляю, на Новый год и в преддверии дня 8 марта они поют песенки, читают стихи, разучивают истории на слова И. Агаповой. Но оказалось, что диапазон ее творчества неохватно широк: «леди»- Ириной выпущено около 80 (восьмидесяти!) книг. От сборников сценариев до биографий известных артистов (в соавторстве с М. Давыдовой), от поэзии до художественных повестей! О последних я и поведу речь.
  
    Буквально пара слов о писательнице. «Леди» Ирина пишет с раннего детства и всегда мечтала быть писателем. В 15 лет чуть было не издала свою первую мистическую повесть «Повелитель цыганских богов». Но, как говорит японская мудрость, «храни тебя судьба жить в эпоху перемен»! На дворе стояла та самая «эпоха перемен» (перестройка!) и многие издательства закрылись. Публикация была отложена.
 
     Но Ирина нашла себя в другом – она победила на конкурсе «Мисс Подмосковье», и в 15 лет получила корону королевы красоты, работала фотомоделью в столичных медиа («Метро»), рисовала картины, и все время писала для периодики пьесы, стихи, повести, рассказы. Одна из повестей называется «Вечный вечер, имя которому Анна».
 
     Впервые ее напечатал «мастодонт» современного фантастического чтива – журнал «Искатель» (2008 г., номер 1). В журнале «Литература в школе» почти сразу вышла методическая разработка урока по яркому сюжету «Вечного вечера» – коллеги-литераторы азартно и в один голос рекомендовали ее к изучению в школе со старшеклассниками!
 
      Стиль Агаповой необычен для современной фантастики. Вспоминаются слова О. Ронен «Декаданс (…) не стиль, даже не течение, а настроение и тема, которые в равной мере окрашивает (…) искусство».
 
     Декаданс Агаповой – тоньше, изящнее той безысходности, которую мы видим у У. Б. Йейтса. Он веселей отчаяния, льющегося со страниц О. Уайльда. Он – то, что доктор прописал в XXI веке. Семья, любовь, забота, красота и боль, пусть даже в самых экстравагантных проявлениях, - появляются на страницах повести «Вечный вечер, имя которому Анна». Большая семья устраивает встречи, похожие на карнавалы, где каждый «наряжается сам в себя». Оказывается, что семья необычная.
 
     Ее члены – волшебники, чародеи, живущие тысячелетиями на этой земле. Единственный человек в этой семье, их приемный сын, уходит искать свою судьбу среди обычных людей. Но от этого не испытываешь грусти. Потому что все так и нужно. Заманчиво хотя бы раз променять общепринятые рамки на что-то вне шаблона. В произведении показано, что наше общество развивается по спирали, и, пройдя определённый виток, в какой-то момент приходит в упадок. Ценности, нажитые путём завоеваний и страданий, перестают быть таковыми, моральные устои и принципы уже не соответствуют назревающим тенденциям. Через комичных персонажей повести показано, что в упадке находится нравственность общества. Хорошо позаботившись о материальном благополучии, совершенно упускаются из вида духовные ценности. Пресытившись материализмом, общество изыскивает способы возместить недополученную нравственность, но, не находя готовых способов, создает свои.
 
    Таким образом, бархатно-декадентские течения литературы Агаповой, дают начало новому этапу в развитии общества, ставя его персонажей ещё на одну ступень ближе к некоему идеалу.
 
    Агапова лишь кончиком мастерского пера скользит по грани упадничества, лихо переходя к модернизму и постмодернизму в виде пародии на современность и на приевшихся персонажей «голубого экрана». Поэтому мне показалось уместным применить здесь выражение не чистый декаданс, а именно «бархатный»!
 
     К. Бальмонт писал так: «Декаденты (…) мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого — еще не народившегося. Они видели, что вечерняя заря уже дожила, но рассвет еще спит где-то за гранями горизонта декадентов. От этого песни декадентов — песни сумерек и ночи. Они развенчивают все старое, потому что оно потеряло свою душу и сделалось безжизненной схемой. Но, предшествуя новому, они сами, выросшие на старом, не в силах видеть это новое воочию — вот почему в их настроениях, рядом с самыми восторженными вспышками, так много больной тоски». Однако, финалы произведений Агаповой говорят о другом – о том, что достойный выход можно найти даже в самой затруднительной ситуации. В этом-то весь ее «бархат»!
 
     Другое произведение Агаповой – фантастическая повесть «Коллекция пыли на зеркале» - пример консенсуса из сплошной «бархатности» и постмодернизма. Снова два неких мира – мистической архаики и современных людей. Взаимодействие и консенсус, натянутость и противостояние сливаются в их отношениях. Начинается повесть очень весело - с конференции Дедов Морозов из разных стран. И главный герой, простой человек, должен защитить их, живущих в двух мирах – настоящем и вымышленном - от тех, кто хочет оставить для них только страну фантазии и изгнать из реального восприятия.
 
    Третье произведение, о котором нельзя не написать, - это та самая повесть, которую Агапова планировала издать в 15 лет. «Повелитель цыганских богов» увидел свет только в прошлом году. Как я понимаю, вышел «Повелитель» уже во взрослой авторской редактуре. Типичные «агаповские» характеры: положительные персонажи невольно совершают плохой поступок. И – пошло-закрутило! Компания подростков находит в лесу заброшенный древний алтарь и устраивает на нем акт глумления. Сами того не ведая, они возвращают к жизни темные силы. Богатый эпитетами язык автора не дает скучать даже в самых простых ситуациях. В финале, правда, при общей радости, обеспечен большой половник с дегтем на голову читателя – ситуация разводит в противоположные стороны главную героиню и ее бой-френда. Они навеки по разным краям баррикад.
 
       Подобно герою Гюисманса, персонажи Агаповой любят убегать из «тюрьмы своего века в отдаленные эпохи». Но, непременно грусть в ее произведениях сменяется юмором. Только что серьезное описание давило на слезные мешки, и вот уже мы хохочем над саркастически прописанным писательницей образом нового героя. Наверное, поэтому так ценен и необычен ее стиль, а произведения безжалостно разворованы в Интернете по разным сайтам.
 
    «Грань», «бархат», «переход», «двойственность» - так бы я назвал эти волшебные, необычные произведения. Они подобны гравюрам декадентского художника Одри Бердслей: только что было мрачно и тяжело, и вот мы уже взахлеб смеемся над образами из «Комедии о Лисистрате».
 
    Огонь и лед, утонченное и примитивное, роскошь и убожество, гибель и воскрешение – вот яркие контрасты в произведениях Агаповой. Едва уловимое, но реальное, эпатажное, но притягательное, то, чему пока еще нет аналогов в современной литературе – просто творчество «леди» Ирины.
 
И. С. Шестаков, учитель русского языка и литературы
 
 Использованная литература:
1. Повесть «Вечный вечер, имя которому Анна», ж. «Искатель», 2008, ном. 1
 
2. Повесть «Коллекция пыли на зеркале», опубликованная в книге И. Агаповой и М. Давыдовой «Новый год и другие зимние праздники» (Ростов-н-Д., «Феникс», 2008)
3. Википедия. Статья «Агапова, Ирина Анатольевна»
 
4. Материалы современной прессы по теме «И. Агапова» (статьи из газет и журналов).
Категория: Статьи и заметки | Добавил: Zizi (19.05.2010)
Просмотров: 625 | Рейтинг: 0.0/0 |