Меню сайта

Форма входа

Поиск

Кликни сюда!

Жми картинку!

Фестиваль! Кликни!

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи и заметки

Глава об Алисе Фрейндлих из книги "Любимые актрисы трех мушкетеров"

«Любимые актрисы «Трех мушкетеров»

 От королевы Франции до шпионки кардинала»

 

«Анне Австрийской было в то время лет двад­цать шесть или двадцать семь, и она находилась в полном расцвете своей красоты. У нее была походка королевы или богини. Отливавшие изумрудом глаза казались совершенством красоты и были полны неж­ности и в то же время величия. Маленький ярко-алый рот не портила даже нижняя губа, слегка выпяченная, как у всех отпрысков австрийского королевского до­ма, она была прелестна, когда улыбалась, но умела выразить и глубокое пренебрежение. Кожа ее слави­лась своей нежной и бархатистой мягкостью, руки и плечи поражали красотой очертаний, и все поэты эпохи воспевали их в своих стихах. Наконец, волосы, белокурые в юности и принявшие постепенно каштановый оттенок, завитые и слегка припудренные, оча­ровательно обрамляли ее лицо, которому самый строгий критик мог пожелать разве только несколько ме­нее яркой окраски, а самый требовательный скульп­тор больше тонкости в линии носа.

Герцог Бекингэм на мгновение застыл, ослепленный: никогда Анна Австрийская не казалась ему такой прекрасной во время балов, празднеств и увеселе­ний, как сейчас, когда она, в простом платье белого шелка, вошла в комнату».

А. ДЮМА. Описание королевы в сцене ее встречи с герцогом Бакингемом (из романа «Три мушкетера»).

Историко-приключенческий роман А. Дюма-отца посвящен подвигам четырех друзей-мушкетеров - Атоса, Портоса, Арамиса и д'Артаньяна, возникших благодаря непревзойденной фантазии рассказчика-пи­сателя. Но наряду с вымышленными героями в романе действуют также подлинные исторические лица. Это в первую очередь король Людовик XIII (который в бо­лее простом обиходе именуется просто Луи), его суп­руга — королева Анна Австрийская, министр Ришелье, которого у нас принято величать по его католическо­му титулу — кардинал. Когда режиссер Г. Э. Юнгвальд-Хилькевич приступал к экранизации «Трех мушкете­ров», для него неоспоримыми были две вещи. Пер­вая — то, что роль короля сыграет актер Олег Таба­ков, а вторая — то, что роль королевы исполнит Али­са Бруновна Фрейндлих. То есть на роль королевы Франции Анны Австрийской у него других претенден­ток не имелось. А.Фрейндлих была единственной и неповторимой!

Сегодня сложно представить себе отечественные кино и театр без ролей, исполненных Алисой Фрейн­длих. Но было время, когда актриса вообще не снима­лась в кино из-за своей общепризнанной некиногеничности. Сегодня в это даже трудно поверить. До сих пор специалисты-киноведы размышляют над этим феноменом: некиногеничная, — а стала настоящей звез­дой экрана, много курит, — а как поет! Даже имя у нее редкое, как у героини всем известной сказки. Словом, личность этой уникальной актрисы не вписывается ни в какие типологические рамки. «Феномен Фрейндлих» изучают искусствоведы, анализируют критики, обсуж­дают зрители.

Алиса Бруновна Фрейндлих — коренная ленин­градка. В ее роду — обрусевшие немцы, в числе родст­венников — грузины. Дядюшка Алисы — певец Ирак­лий Сулханишвили — привил ей любовь к Грузии, к ее людям и песням.

Будущая народная артистка, обладательница мно­жества престижных наград и премий, пережившая вме­сте со своим родным городом черные дни военной блокады, родилась 8 декабря 1934 года. Это сейчас мы знаем, что по гороскопу она — Стрелец, то есть чело­век, которому суждено не только влюбляться и пере­живать разочарования в сердечных делах, но и нахо­дить верных суженых. Кроме того, у людей-Стрельцов есть еще одна важная особенность: большинство из них либо слишком высокие, либо чересчур маленькие. Вот и актерская карьера Алисы Бруновны началась с того, что она долгое время играла роли мальчиков — школьников, подростков, причем не в детском, а в са­мом обычном, «взрослом» театре. А. Фрейндлих родом из семьи с крепкими актер­скими традициями. Мама актрисы, Ксения Федоровна Федорова, смолоду жила в Пскове, участвовала в са­модеятельных спектаклях.

Потом она училась на дра­матических курсах Ленинградского театра рабочей мо­лодежи (ТРАМа), где и познакомилась с актером того же театра Бруно Артуровичем Фрейндлихом, стала его женой. Бруно Артурович был выходцем из немцев, которые занимались особым промыслом. Это были ху­дожники-стеклодувы. Их привез сам Петр I, чтобы ос­новать в России стеклодувное дело. С тех пор они здесь и осели.

Семья Фрейндлихов жила почти в самом центре Ленинграда. Их дом числился номерным по переулку Гривцова (бывшем — Демидова), а парадным крыль­цом выходил на Мойку. Однокомнатная квартира на первом этаже. Именно сюда в 1917 году поселилась бабушка Алисы Фрейндлих с пятью детьми. Когда се­стры стали выходить замуж, комнату начали «делить на кусочки». По числу окон из одной комнаты сначала сделали две, потом и третью. Алиса Бруновна вспоми­нала: «Я родилась в доме на Исаакиевской площади. Из окон нашей квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Мед­ный всадник, и открывался захватывающий душу своей какой-то сверхкрасотой вид на Неву. Очарование мое­го города с детства вошло в душу и околдовало на всю дальнейшую жизнь». В этом доме Алиса вместе с ма­мой пережили блокаду, именно, отсюда она пошла в первый класс. И до сих пор здесь живут ее школьные друзья. Все уличное окружение дома, вплоть до остав­шегося неизменным синего мостика напоминает актри­се о ее детстве.

Сказочное имя, доставшееся девочке, придумали не сразу. Мама сначала хотела назвать новорожденную дочку простым именем Наташа, но бабушки и отец еди­нодушно возразили: «Что же ты создаешь девочке та­кую странную кашу — Наталья Бруновна Фрейндлих».            

И было решено назвать ее Алисой. В детстве над ней подшучивали: «Лиса-Алиса, где твой кот Базилио?» Потом необычное словосочетание ее имени и фамилии станет визитной карточкой известной актрисы.

Будущая актриса с самого детства восхищала взрос­лых своими артистическими способностями. Тетя пя­тилетней Алисы, которая была студенткой консерва­тории, часто репетировала дома. К ней приходил друг, тоже студент консерватории, и они вместе целыми днями самозабвенно играли на рояле. Маленькая Али­са залезала под рояль и с большим интересом слушала музыку. Вскоре она уже знала все арии, которые разу­чивала ее тетушка.

А. Фрейндлих вспоминает: «Впервые я ощутила се­бя актрисой, пожалуй, в трехлетнем возрасте. Случи­лось так: дома никого не оставалось, и меня взяли в оперную студию консерватории на оперетту «Корневильские колокола». Это был воскресный дневной спектакль, а уже вечером я выступала во дворе перед сверстниками, исполняя один из номеров».

Мама Алисы Бруновны, Ксения Федоровна, была актрисой совсем недолго — только в юные годы. Ко­гда началась война, она пошла на завод, а затем почти всю оставшуюся жизнь работала бухгалтером в Цен­тральной сберегательной кассе Ленинграда. Совмест­ная жизнь родителей Алисы была недолгой: они рас­стались еще перед войной. Возможно, это спасло Алису и ее маму. Дело в том, что с началом войны начались репрессии против потомственных немцев. Не избежа­ли этой участи и родственники Алисы по отцовской линии. Был арестован ее родной дядя, Артур Фрейн­длих, вместе со своей женой.

Во время Великой Отечественной войны Бруно Ар­турович был вместе с театром в эвакуации в Ташкенте, а Алиса с матерью остались в городе, пережили страш­ную девятисотдневную блокаду. (Потом Алиса Бруновна получит звание — «Блокадник Ленинграда».) Здоровье матери и дочери вследствие пережитых голо­да и холода было слабым, подорванным. Существовал и психологический дискомфорт, вызванный тем, что окружающие их люди, все как один, были переполне­ны ненавистью к немцам. Что при этом ощущал ребе­нок, в жилах которого текла немецкая кровь, остается только догадываться. Пятачок, на котором был расположен дом Фрейн­длих, немцы старались не бомбить. Им была нужна гостиница «Астория», находившаяся рядом, на углу Исаакиевской площади. В ней они собирались устро­ить банкет победителей. Но в дом все-таки попали сна­ряды. Один раз — немецкий, второй раз, по ошибке, наш. Размышляя о годах войны, Алиса Бруновна назы­вает Петербург городом, где она родилась дважды. «Главное впечатление моего детства — война, блока­да, — вспоминает об этом тяжелом времени актриса.— Хорошо помню, как напряженно смотрела на часы: ко­гда же стрелка, наконец, дойдет до нужного деления, и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хле­ба? Такой жесткий режим устроила нам бабушка — и потому мы выжили. Да, блокадники были очень сосре­доточены на себе, и эта созерцательность своего внут­реннего состояния и дала нам возможность, во-пер­вых, выжить, во-вторых, все-все запомнить...

Из дет­ских впечатлений тех дней в памяти остались голод, страх и острое ощущение того, что у нас, блокадников, была особая потребность — в улыбке. Видимо, в этом заключалась какая-то психотерапия, какая-то физическая защита».

Из эвакуации отец вернулся уже с новой женой и только что родившейся дочкой Ириной — сводной се­строй Алисы. Из-за новой супруги отца девочки дол­гое время не знали о существовании друг друга. По­знакомились они гораздо позднее и по-прежнему со­храняют хорошие отношения между собой. Многие годы спустя, в одном из интервью Ирина Фрейндлих сказала, что их общение со сводной сестрой очень ес­тественно. Как во многих других семьях, они встреча­ются по вполне традиционным поводам, например, по случаю дней рождения. А к юбилеям Ирина получает приглашения на спектакли.

Личность известного советского актера, народного артиста СССР Б. А. Фрейндлиха в отечественном кино и театре столь велика, что о нем следует рассказать немного подробнее. Бруно Фрейндлих родился 11 сен­тября 1909 года в Петербурге. Сначала учился в Ле­нинградском театральном техникуме, в 1931 году уча­ствовал в создании Ленинградского ТРАМА. Работал в разных театрах: в 1941—1945 годах —- в ЛенТЮЗе, в 1946—1948 годах — в Ленинградском Большом драма­тическом театре, а с 1948 года и до конца своих дней был в числе ведущих артистов Государственного теат­ра драмы имени Пушкина. Это был разноплановый ак­тер, тонко владеющий искусством философского диа­лога, создавший ряд острокомедийных ролей.

Среди наиболее значительных его работ в театре — Павка Корчагин («Как закалялась сталь» Н. А. Ост­ровского),  Хлестаков  («Ревизор»  Гоголя),  Гамлет  и Мальволио («Гамлет» и «Двенадцатая ночь» В. Шек­спира); возрастные роли — барон («Скупой рыцарь» А. С. Пушкина), отец Серафим («Всё остается людям» С. Алешина), Федор Балясников («Сказки старого Ар­бата» А. Н. Арбузова), И. С. Тургенев («Элегия» Пав­ловского), Грацианский («Русский лес» Л. Леонова). В кино наиболее известные его роли — шут («Двена­дцатая ночь», 1954), Рощин («Разные судьбы», 1956), герцог («Дон Кихот», 1957), адмирал Канарис («Конец «Сатурна», 1968). Потомок старинного рода петер­бургских немцев, Бруно Фрейндлих стал родоначаль­ником знаменитой в России актерской династии, кото­рую успешно продолжила его дочь — прославленная Алиса Фрейндлих.

В первый класс Алиса пошла в школу № 239, кото­рая находилась неподалеку от дома — все на той же Исаакиевской площади. Но школы фактически не име­ли возможности обучать детей. Когда к голодным де­тям, укутанным в платки и теплую одежду, в промерз­ший класс приходила обессилевшая учительница, то, с чего бы ни начался урок, уже через несколько минут разговор сворачивал на тему о еде: вспоминались обе­ды и ужины мирной поры... Так что полноценное обу­чение началось, можно сказать, уже только после про­рыва и снятия блокады.

А потом случилось так, что вместе с мамой три по­слевоенных года девочка прожила у родственников в столице Эстонии Таллинне. Там она училась в треть­ем, четвертом и пятом классах. Но потом они верну­лись в Ленинград, на родные улочки, к старинной ар­хитектуре и разводным мостам.

239-я школа, где вновь стала учиться Алиса, была особенной — с физико-математическим уклоном. «В младших классах я училась хорошо, даже отлични­цей была, — вспоминает Алиса Бруновна. — Но по ме­ре возникновения в моей жизни физики, химии и про­чей математики я превратилась в среднюю ученицу, троечницу. Все технические науки для меня — темный лес».

В этот период начался активный расцвет актерских способностей ребенка. Мудрая мама не противилась общению дочери с отцом, поэтому они встречались и чудесно проводили время. Безусловно, творчество от­ца влияло на девочку, которая наблюдала за его игрой в театре.

В школьные годы Алиса стала «балетоманкой», а балет — ее несостоявшейся мечтой. У нее был абоне­мент в Кировский театр оперы и балета, и она считала себя «лемешисткой», поклонницей Сергея Яковлевича Лемешева, великого оперного тенора (в отличие от «козловитянок» — поклонниц тенора Ивана Семено­вич Козловского, с которыми вечно воевали «лемешистки»). Помимо этого, Алиса обожала балеты с уча­стием Улановой и Вечесловой.

Кроме того, в школе Алисы был театральный кру­жок. Там девочка проводила все свое свободное вре­мя, и это был ее первый шаг к той Алисе, которую мы все теперь знаем и любим. Алиса выделялась среди других кружковцев своим талантом. На вечерах школь­ной самодеятельности, когда набивался полный зал зрителей, она была в числе постоянных выступающих. Все ее очень любили. Взрослые в один голос прочили ей большое артистическое будущее, а одноклассники искренне восхищались тем, как Алиса изображала ста­рушек.

Интересная деталь: в свое время в этой же школе учился и отец актрисы, Бруно Фрейндлих. А сегодня в школьном музее физико-математического лицея, в ко­торый переименована школа, собраны фотографии юной Алисы Фрейндлих и хранятся табели ее успеваемости. В многочисленных интервью Алиса Фрейндлих не раз говорила, что она была обречена стать актрисой, и причин тому имелась масса: родители-актеры, музы­кальная семья (даже во время детских забав она игра­ла не в кукол, а в театр). Правда, в школе ее внимание на какое-то время привлекли профессии юриста и ас­тронома, но это были просто увлечения. Театр со сво­им волшебным миром не имел конкуренции.

Руководительницей кружка была Мария Александ­ровна Призван-Соколова — актриса, хорошо извест­ная любому ленинградцу-театралу. Маленькая энер­гичная женщина, всегда экстравагантно одетая, Мария Александровна производила такое «вихревое» впечат­ление, что все окружающие ее ужасно боялись. Своим профессиональным, театрально-педагогическим взгля­дом она сразу отметила одаренность Алисы и приняла ее настолько близко к сердцу, что разрешила прихо­дить к себе домой и познакомила с супругом — режиссером Павлом Карловичем Вейсбремом. Эти та­лантливые и благородные люди помогли Алисе подго­товиться к поступлению в институт.

Поскольку Алиса серьезно занималась пением и посещала также вокальный кружок, домашние серьез­но настаивали на ее поступлении в консерваторию, на отделение вокала. Но для будущей актрисы вопросов «кем быть?» и «куда поступать?» просто не существо­вало. Окончив в 1953 году школу, она с первого раза поступила в Ленинградский театральный институт имени А- Островского (ныне — ЛГИТМИК — Ленин­градский институт театра, музыки и кинематографии), на актерский курс, которым руководил известный пе­дагог Борис Вольфович Зон...

«Гоголь, «Мертвые души», разговор двух дам», — слегка дрожащим от волнения голосом объявила свое выступление на приемном экзамене Алиса. Да и как было не волноваться: шутка ли, судьба решается. Сре­ди абитуриентов поговаривали, что Б. Зон не любит актрис-травести, а Алиса с виду — типичная травести: маленькая, худенькая, носик странной конфигурации. Собрав волю в кулак, Алиса темпераментно и вырази­тельно прочитала гоголевский диалог. Комиссия была покорена тем, как она передавала интонации «дамы просто приятной» и «дамы, приятной во всех отноше­ниях», и ее зачислили. Алиса попала в прекрасные ру­ки. Выдающийся педагог, профессор театральной ле­нинградской школы Борис Зон в свое время воспитал таких прославленных мастеров сцены, как Зинаида Шарко, Павел Кадочников, Николай Трофимов. Все они — студенты предыдущих его выпусков и вместе с тем будущие партнеры Алисы.

Все, кого учил Борис Зон, стали высокими профессионалами. В своей педагогической деятельности он

опирался на систему Станиславского, исходя из кото­рой выработал свое направление по воспитанию акте­ров. Как надо держать ритм, что такое первый и второй план, что значит «курсив» и «мелкий шрифт», знал   каждый его студент. Но самое главное для актера — партнерская этика. Что такое «тянуть на себя одея­ло», известно всем. А он учил, как не тянуть это одея­ло, как надо другими, достойными методами строить свою сценическую жизнь. Когда Алиса Фрейндлих училась в школе, она по­ могла поверить в себя одной девочке, которая была от рождения награждена «актерской жилкой», но не ре­шалась себе в этом признаться, — Ольге Волковой. Ольга Волкова первоначально хотела заниматься балетом, но в хореографическую школу ее не приняли из-за физических данных: девочка была не по возрасту маленькой и хилой.

Потом Оля решила стать археологом и, возможно, стала бы им, если бы Алиса Фрейн­длих не привела ее в драмкружок. Алиса как-то раз подошла к ней и повелительно сказала: «Ты, девочка,  придешь сегодня на занятия». Ольга тогда училась в седьмом классе» а Алиса уже была в десятом. Теперь замечательную актрису Ольгу Волкову знают многие зрители по ее ролям в фильмах «Вокзал для двоих»,  «Летучая мышь». А в фильме «Жестокий романс» эти прекрасные  актрисы  сыграли  вместе.  Фрейндлих  — сложную многоплановую роль Огудаловой, а Волкова — роль кокетливой француженки-модистки.

За годы учебы Фрейндлих переиграла большое число ролей. В ее актерской копилке были даже мальчишки и старухи. Вот перечень лишь некоторых персонажей, которые довелось воплотить Алисе: Хеся (спектакль «Мораль Пани Дульской» Г. Запольской стал ее  дипломной работой), юный паж Керубино («Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше), мальчик («Сказка» М. А. Светлова), Зобунова («Егор Булычев и  другие»  М.   Горького),  старуха-скотница   Татьяна  («Осенняя скука» Н. А. Некрасова), экономка Живое-дова («Смерть Пазухина» Н, Щедрина). В дипломе вы­пускницы Фрейндлих значилось: «актриса-травести», и первое время ей придется играть много ролей в этом амплуа.

Отмечая многогранность таланта своей студентки, Б.В.Зон по окончании учебы подарил ей на память фотографию с многозначительной надписью: «Милая Алиса! Вы не смеете оставить втуне ни одну из Ваших склонностей: играть, читать, петь, танцевать. Только в таком случае Вы всюду поспеете и будете счастливы (Ленинград, июнь, 1957 год)». Она помнит эти слова наизусть и считает, что учитель очень прозорливо предсказал ее актерскую судьбу. Только драматический театр позволил ей слить воедино эту четверку склон­ностей— играть, читать, петь, танцевать. Ей повезло и в другом: камерный класс в институте вела профессор консерватории Зоя Петровна Лодий, которая была убеждена в том, что вокальное мастерство в сочетаний с драматическим искусством может рождать наивыс­ший сценический эффект. Уроки 3. П. Лодий остались незабываемыми: правильная постановка голоса всегда помогала актрисе.

В эти годы Алиса впервые появилась в небольших киноролях в картинах «Неоконченная повесть» (1955 год, режиссер Фридрих Эрмлер), «Таланты и поклон­ники» (1955 год), «Город зажигает огни» (1958 год, ре­жиссер Владимир Венгеров), «Повесть о молодоженах» (1959 год). В годы, учебы Алиса вместе со всеми бегала по студенческим пропускам в ленинградские театры. Чаще всего она посещала ТЮЗ, Театр имени Комиссаржевской и папин — имени Пушкина.

Первой сценой Алисы Фрейндлих стала как раз сцена Театра имени Комиссаржевской, куда ее привел в июне 1957 года Владислав Станиславович Андрушкевич (в те годы главный режиссер этого театра и одно­временно преподаватель на курсе у Б. В. Зона). В театре внезапно заболела актриса-травести, которая испол­няла роль мальчика Гоги (Игоря) в спектакле «Чело­век с портфелем» режиссера Н. Галина, поставленного по одноименной пьесе Алексея Файко. Алиса, до кон­ца обучения которой в институте оставалось еще не­сколько месяцев, была срочно введена в постановку. В спектакле было всего лишь четыре эпизода с ее уча­стием. Премьера состоялась 15 июня 1957 года. Роль Гоги-Игоря стала театральным дебютом Фрейндлих. Так Театр имени Комиссаржевской оказался старто­вой площадкой для юной актрисы. Этот театр нахо­дится в одном здании с известным ленинградским уни­вермагом «Пассаж». По этой причине и сам театр час­то называют «Пассаж» — так и короче, и понятнее.

В ноябре 1957 года Фрейндлих сыграла роль бес­призорника Котьки в спектакле по пьесе И. Микитенко «Светите, звезды!» режиссера И. Олыпвангера. Партнерами Алисы по сцене были актеры Г. Арсеньев, С. Боярский, В. Соболев, Г. Рычков, Г. Комарова, И. Дмитриев, Е. Андерегг. Дебют молодой выпускницы театрального курса Б. В. Зона не остался не замечен­ным прессой. В газете появилась хвалебная рецензия, где, в частности, говорилось: «Котька получился обаятельнейший, да еще такой колоритный. Он был безус­ловно и радостно театрален. И актерская неповтори­мость светила сквозь красочный облик героя». Смеш­ного рыжеголового Котьку зрители не отпускали без аплодисментов. Он так задорно пел одесские шансо­нетки, что зал был готов ему подпевать.

......Сколько мы знаем случаев, когда молодой актер, вспыхнув и блеснув, словно метеор, исчезал, так и не повторив своего звездного часа. У Алисы Фрейндлих — другая судьба. Она давно уже стала своеобразным символом города на Неве. С советских времен каждым гость Петербурга, причисляющий себя к интеллигенции, считает своим долгом сделать три вещи: посетить Эрмитаж, посмотреть на разведение мостов над Невой и обязательно увидеть спектакль с участием Алисы Фрейндлих.

Как-то раз Алиса Фрейндлих обмолвилась, что и пьесах А. П. Чехова готова играть бесконечно. Будем надеяться, что мечта актрисы сбудется и нас ждет новое сценическое открытие, потому что каждая встреча с Алисой Фрейндлих — открытие. Эта женщина внесла в мир  искусства  свой  собственный  стиль  игры.   Умение подать предмет, явление, преломив их через призму   своей   индивидуальности;   оттолкнувшись   от внешнего, до тонкости постичь внутреннюю суть; дар вдохновенной импровизации, высокий взлет, острота и свежесть чувств — все это особый дар великой актрисы — дар поэтического свойства. Многие созданные ею образы стали классикой отечественного театра и кино, важными составными частями настоящего феномена под названием «Алиса Фрейндлих».

  

ИРИНА АГАПОВА, МАРГАРИТА ДАВЫДОВА



Источник: http://www.ab-freindlih.narod.ru/3_mushk.htm
Категория: Статьи и заметки | Добавил: Zizi (14.06.2009)
Просмотров: 4422 | Рейтинг: 5.0/2 |