«Любимые актрисы «Трех мушкетеров»
От королевы Франции до шпионки кардинала»
«Анне Австрийской было в то время лет двадцать шесть или двадцать семь, и она находилась в полном расцвете своей красоты. У нее была походка королевы или богини. Отливавшие изумрудом глаза казались совершенством красоты и были полны нежности и в то же время величия. Маленький ярко-алый рот не портила даже нижняя губа, слегка выпяченная, как у всех отпрысков австрийского королевского дома, — она была прелестна, когда улыбалась, но умела выразить и глубокое пренебрежение. Кожа ее славилась своей нежной и бархатистой мягкостью, руки и плечи поражали красотой очертаний, и все поэты эпохи воспевали их в своих стихах. Наконец, волосы, белокурые в юности и принявшие постепенно каштановый оттенок, завитые и слегка припудренные, очаровательно обрамляли ее лицо, которому самый строгий критик мог пожелать разве только несколько менее яркой окраски, а самый требовательный скульптор — больше тонкости в линии носа.
Герцог Бекингэм на мгновение застыл, ослепленный: никогда Анна Австрийская не казалась ему такой прекрасной во время балов, празднеств и увеселений, как сейчас, когда она, в простом платье белого шелка, вошла в комнату».
А. ДЮМА. Описание королевы в сцене ее встречи с герцогом Бакингемом (из романа «Три мушкетера»).
Историко-приключенческий роман А. Дюма-отца посвящен подвигам четырех друзей-мушкетеров - Атоса, Портоса, Арамиса и д'Артаньяна, возникших благодаря непревзойденной фантазии рассказчика-писателя. Но наряду с вымышленными героями в романе действуют также подлинные исторические лица. Это в первую очередь король Людовик XIII (который в более простом обиходе именуется просто Луи), его супруга — королева Анна Австрийская, министр Ришелье, которого у нас принято величать по его католическому титулу — кардинал. Когда режиссер Г. Э. Юнгвальд-Хилькевич приступал к экранизации «Трех мушкетеров», для него неоспоримыми были две вещи. Первая — то, что роль короля сыграет актер Олег Табаков, а вторая — то, что роль королевы исполнит Алиса Бруновна Фрейндлих. То есть на роль королевы Франции Анны Австрийской у него других претенденток не имелось. А.Фрейндлих была единственной и неповторимой!
Сегодня сложно представить себе отечественные кино и театр без ролей, исполненных Алисой Фрейндлих. Но было время, когда актриса вообще не снималась в кино из-за своей общепризнанной некиногеничности. Сегодня в это даже трудно поверить. До сих пор специалисты-киноведы размышляют над этим феноменом: некиногеничная, — а стала настоящей звездой экрана, много курит, — а как поет! Даже имя у нее редкое, как у героини всем известной сказки. Словом, личность этой уникальной актрисы не вписывается ни в какие типологические рамки. «Феномен Фрейндлих» изучают искусствоведы, анализируют критики, обсуждают зрители.
Алиса Бруновна Фрейндлих — коренная ленинградка. В ее роду — обрусевшие немцы, в числе родственников — грузины. Дядюшка Алисы — певец Ираклий Сулханишвили — привил ей любовь к Грузии, к ее людям и песням.
Будущая народная артистка, обладательница множества престижных наград и премий, пережившая вместе со своим родным городом черные дни военной блокады, родилась 8 декабря 1934 года. Это сейчас мы знаем, что по гороскопу она — Стрелец, то есть человек, которому суждено не только влюбляться и переживать разочарования в сердечных делах, но и находить верных суженых. Кроме того, у людей-Стрельцов есть еще одна важная особенность: большинство из них либо слишком высокие, либо чересчур маленькие. Вот и актерская карьера Алисы Бруновны началась с того, что она долгое время играла роли мальчиков — школьников, подростков, причем не в детском, а в самом обычном, «взрослом» театре. А. Фрейндлих родом из семьи с крепкими актерскими традициями. Мама актрисы, Ксения Федоровна Федорова, смолоду жила в Пскове, участвовала в самодеятельных спектаклях.
Потом она училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи (ТРАМа), где и познакомилась с актером того же театра Бруно Артуровичем Фрейндлихом, стала его женой. Бруно Артурович был выходцем из немцев, которые занимались особым промыслом. Это были художники-стеклодувы. Их привез сам Петр I, чтобы основать в России стеклодувное дело. С тех пор они здесь и осели.
Семья Фрейндлихов жила почти в самом центре Ленинграда. Их дом числился номерным по переулку Гривцова (бывшем — Демидова), а парадным крыльцом выходил на Мойку. Однокомнатная квартира на первом этаже. Именно сюда в 1917 году поселилась бабушка Алисы Фрейндлих с пятью детьми. Когда сестры стали выходить замуж, комнату начали «делить на кусочки». По числу окон из одной комнаты сначала сделали две, потом и третью. Алиса Бруновна вспоминала: «Я родилась в доме на Исаакиевской площади. Из окон нашей квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник, и открывался захватывающий душу своей какой-то сверхкрасотой вид на Неву. Очарование моего города с детства вошло в душу и околдовало на всю дальнейшую жизнь». В этом доме Алиса вместе с мамой пережили блокаду, именно, отсюда она пошла в первый класс. И до сих пор здесь живут ее школьные друзья. Все уличное окружение дома, вплоть до оставшегося неизменным синего мостика напоминает актрисе о ее детстве.
Сказочное имя, доставшееся девочке, придумали не сразу. Мама сначала хотела назвать новорожденную дочку простым именем Наташа, но бабушки и отец единодушно возразили: «Что же ты создаешь девочке такую странную кашу — Наталья Бруновна Фрейндлих».
И было решено назвать ее Алисой. В детстве над ней подшучивали: «Лиса-Алиса, где твой кот Базилио?» Потом необычное словосочетание ее имени и фамилии станет визитной карточкой известной актрисы.
Будущая актриса с самого детства восхищала взрослых своими артистическими способностями. Тетя пятилетней Алисы, которая была студенткой консерватории, часто репетировала дома. К ней приходил друг, тоже студент консерватории, и они вместе целыми днями самозабвенно играли на рояле. Маленькая Алиса залезала под рояль и с большим интересом слушала музыку. Вскоре она уже знала все арии, которые разучивала ее тетушка.
А. Фрейндлих вспоминает: «Впервые я ощутила себя актрисой, пожалуй, в трехлетнем возрасте. Случилось так: дома никого не оставалось, и меня взяли в оперную студию консерватории на оперетту «Корневильские колокола». Это был воскресный дневной спектакль, а уже вечером я выступала во дворе перед сверстниками, исполняя один из номеров».
Мама Алисы Бруновны, Ксения Федоровна, была актрисой совсем недолго — только в юные годы. Когда началась война, она пошла на завод, а затем почти всю оставшуюся жизнь работала бухгалтером в Центральной сберегательной кассе Ленинграда. Совместная жизнь родителей Алисы была недолгой: они расстались еще перед войной. Возможно, это спасло Алису и ее маму. Дело в том, что с началом войны начались репрессии против потомственных немцев. Не избежали этой участи и родственники Алисы по отцовской линии. Был арестован ее родной дядя, Артур Фрейндлих, вместе со своей женой.
Во время Великой Отечественной войны Бруно Артурович был вместе с театром в эвакуации в Ташкенте, а Алиса с матерью остались в городе, пережили страшную девятисотдневную блокаду. (Потом Алиса Бруновна получит звание — «Блокадник Ленинграда».) Здоровье матери и дочери вследствие пережитых голода и холода было слабым, подорванным. Существовал и психологический дискомфорт, вызванный тем, что окружающие их люди, все как один, были переполнены ненавистью к немцам. Что при этом ощущал ребенок, в жилах которого текла немецкая кровь, остается только догадываться. Пятачок, на котором был расположен дом Фрейндлих, немцы старались не бомбить. Им была нужна гостиница «Астория», находившаяся рядом, на углу Исаакиевской площади. В ней они собирались устроить банкет победителей. Но в дом все-таки попали снаряды. Один раз — немецкий, второй раз, по ошибке, наш. Размышляя о годах войны, Алиса Бруновна называет Петербург городом, где она родилась дважды. «Главное впечатление моего детства — война, блокада, — вспоминает об этом тяжелом времени актриса.— Хорошо помню, как напряженно смотрела на часы: когда же стрелка, наконец, дойдет до нужного деления, и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба? Такой жесткий режим устроила нам бабушка — и потому мы выжили. Да, блокадники были очень сосредоточены на себе, и эта созерцательность своего внутреннего состояния и дала нам возможность, во-первых, выжить, во-вторых, все-все запомнить...
Из детских впечатлений тех дней в памяти остались голод, страх и острое ощущение того, что у нас, блокадников, была особая потребность — в улыбке. Видимо, в этом заключалась какая-то психотерапия, какая-то физическая защита».
Из эвакуации отец вернулся уже с новой женой и только что родившейся дочкой Ириной — сводной сестрой Алисы. Из-за новой супруги отца девочки долгое время не знали о существовании друг друга. Познакомились они гораздо позднее и по-прежнему сохраняют хорошие отношения между собой. Многие годы спустя, в одном из интервью Ирина Фрейндлих сказала, что их общение со сводной сестрой очень естественно. Как во многих других семьях, они встречаются по вполне традиционным поводам, например, по случаю дней рождения. А к юбилеям Ирина получает приглашения на спектакли.
Личность известного советского актера, народного артиста СССР Б. А. Фрейндлиха в отечественном кино и театре столь велика, что о нем следует рассказать немного подробнее. Бруно Фрейндлих родился 11 сентября 1909 года в Петербурге. Сначала учился в Ленинградском театральном техникуме, в 1931 году участвовал в создании Ленинградского ТРАМА. Работал в разных театрах: в 1941—1945 годах —- в ЛенТЮЗе, в 1946—1948 годах — в Ленинградском Большом драматическом театре, а с 1948 года и до конца своих дней был в числе ведущих артистов Государственного театра драмы имени Пушкина. Это был разноплановый актер, тонко владеющий искусством философского диалога, создавший ряд острокомедийных ролей.
Среди наиболее значительных его работ в театре — Павка Корчагин («Как закалялась сталь» Н. А. Островского), Хлестаков («Ревизор» Гоголя), Гамлет и Мальволио («Гамлет» и «Двенадцатая ночь» В. Шекспира); возрастные роли — барон («Скупой рыцарь» А. С. Пушкина), отец Серафим («Всё остается людям» С. Алешина), Федор Балясников («Сказки старого Арбата» А. Н. Арбузова), И. С. Тургенев («Элегия» Павловского), Грацианский («Русский лес» Л. Леонова). В кино наиболее известные его роли — шут («Двенадцатая ночь», 1954), Рощин («Разные судьбы», 1956), герцог («Дон Кихот», 1957), адмирал Канарис («Конец «Сатурна», 1968). Потомок старинного рода петербургских немцев, Бруно Фрейндлих стал родоначальником знаменитой в России актерской династии, которую успешно продолжила его дочь — прославленная Алиса Фрейндлих.
В первый класс Алиса пошла в школу № 239, которая находилась неподалеку от дома — все на той же Исаакиевской площади. Но школы фактически не имели возможности обучать детей. Когда к голодным детям, укутанным в платки и теплую одежду, в промерзший класс приходила обессилевшая учительница, то, с чего бы ни начался урок, уже через несколько минут разговор сворачивал на тему о еде: вспоминались обеды и ужины мирной поры... Так что полноценное обучение началось, можно сказать, уже только после прорыва и снятия блокады.
А потом случилось так, что вместе с мамой три послевоенных года девочка прожила у родственников в столице Эстонии Таллинне. Там она училась в третьем, четвертом и пятом классах. Но потом они вернулись в Ленинград, на родные улочки, к старинной архитектуре и разводным мостам.
239-я школа, где вновь стала учиться Алиса, была особенной — с физико-математическим уклоном. «В младших классах я училась хорошо, даже отличницей была, — вспоминает Алиса Бруновна. — Но по мере возникновения в моей жизни физики, химии и прочей математики я превратилась в среднюю ученицу, троечницу. Все технические науки для меня — темный лес».
В этот период начался активный расцвет актерских способностей ребенка. Мудрая мама не противилась общению дочери с отцом, поэтому они встречались и чудесно проводили время. Безусловно, творчество отца влияло на девочку, которая наблюдала за его игрой в театре.
В школьные годы Алиса стала «балетоманкой», а балет — ее несостоявшейся мечтой. У нее был абонемент в Кировский театр оперы и балета, и она считала себя «лемешисткой», поклонницей Сергея Яковлевича Лемешева, великого оперного тенора (в отличие от «козловитянок» — поклонниц тенора Ивана Семенович Козловского, с которыми вечно воевали «лемешистки»). Помимо этого, Алиса обожала балеты с участием Улановой и Вечесловой.
Кроме того, в школе Алисы был театральный кружок. Там девочка проводила все свое свободное время, и это был ее первый шаг к той Алисе, которую мы все теперь знаем и любим. Алиса выделялась среди других кружковцев своим талантом. На вечерах школьной самодеятельности, когда набивался полный зал зрителей, она была в числе постоянных выступающих. Все ее очень любили. Взрослые в один голос прочили ей большое артистическое будущее, а одноклассники искренне восхищались тем, как Алиса изображала старушек.
Интересная деталь: в свое время в этой же школе учился и отец актрисы, Бруно Фрейндлих. А сегодня в школьном музее физико-математического лицея, в который переименована школа, собраны фотографии юной Алисы Фрейндлих и хранятся табели ее успеваемости. В многочисленных интервью Алиса Фрейндлих не раз говорила, что она была обречена стать актрисой, и причин тому имелась масса: родители-актеры, музыкальная семья (даже во время детских забав она играла не в кукол, а в театр). Правда, в школе ее внимание на какое-то время привлекли профессии юриста и астронома, но это были просто увлечения. Театр со своим волшебным миром не имел конкуренции.
Руководительницей кружка была Мария Александровна Призван-Соколова — актриса, хорошо известная любому ленинградцу-театралу. Маленькая энергичная женщина, всегда экстравагантно одетая, Мария Александровна производила такое «вихревое» впечатление, что все окружающие ее ужасно боялись. Своим профессиональным, театрально-педагогическим взглядом она сразу отметила одаренность Алисы и приняла ее настолько близко к сердцу, что разрешила приходить к себе домой и познакомила с супругом — режиссером Павлом Карловичем Вейсбремом. Эти талантливые и благородные люди помогли Алисе подготовиться к поступлению в институт.
Поскольку Алиса серьезно занималась пением и посещала также вокальный кружок, домашние серьезно настаивали на ее поступлении в консерваторию, на отделение вокала. Но для будущей актрисы вопросов «кем быть?» и «куда поступать?» просто не существовало. Окончив в 1953 году школу, она с первого раза поступила в Ленинградский театральный институт имени А- Островского (ныне — ЛГИТМИК — Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии), на актерский курс, которым руководил известный педагог Борис Вольфович Зон...
«Гоголь, «Мертвые души», разговор двух дам», — слегка дрожащим от волнения голосом объявила свое выступление на приемном экзамене Алиса. Да и как было не волноваться: шутка ли, судьба решается. Среди абитуриентов поговаривали, что Б. Зон не любит актрис-травести, а Алиса с виду — типичная травести: маленькая, худенькая, носик странной конфигурации. Собрав волю в кулак, Алиса темпераментно и выразительно прочитала гоголевский диалог. Комиссия была покорена тем, как она передавала интонации «дамы просто приятной» и «дамы, приятной во всех отношениях», и ее зачислили. Алиса попала в прекрасные руки. Выдающийся педагог, профессор театральной ленинградской школы Борис Зон в свое время воспитал таких прославленных мастеров сцены, как Зинаида Шарко, Павел Кадочников, Николай Трофимов. Все они — студенты предыдущих его выпусков и вместе с тем будущие партнеры Алисы.
Все, кого учил Борис Зон, стали высокими профессионалами. В своей педагогической деятельности он
опирался на систему Станиславского, исходя из которой выработал свое направление по воспитанию актеров. Как надо держать ритм, что такое первый и второй план, что значит «курсив» и «мелкий шрифт», знал каждый его студент. Но самое главное для актера — партнерская этика. Что такое «тянуть на себя одеяло», известно всем. А он учил, как не тянуть это одеяло, как надо другими, достойными методами строить свою сценическую жизнь. Когда Алиса Фрейндлих училась в школе, она по могла поверить в себя одной девочке, которая была от рождения награждена «актерской жилкой», но не решалась себе в этом признаться, — Ольге Волковой. Ольга Волкова первоначально хотела заниматься балетом, но в хореографическую школу ее не приняли из-за физических данных: девочка была не по возрасту маленькой и хилой.
Потом Оля решила стать археологом и, возможно, стала бы им, если бы Алиса Фрейндлих не привела ее в драмкружок. Алиса как-то раз подошла к ней и повелительно сказала: «Ты, девочка, придешь сегодня на занятия». Ольга тогда училась в седьмом классе» а Алиса уже была в десятом. Теперь замечательную актрису Ольгу Волкову знают многие зрители по ее ролям в фильмах «Вокзал для двоих», «Летучая мышь». А в фильме «Жестокий романс» эти прекрасные актрисы сыграли вместе. Фрейндлих — сложную многоплановую роль Огудаловой, а Волкова — роль кокетливой француженки-модистки.
За годы учебы Фрейндлих переиграла большое число ролей. В ее актерской копилке были даже мальчишки и старухи. Вот перечень лишь некоторых персонажей, которые довелось воплотить Алисе: Хеся (спектакль «Мораль Пани Дульской» Г. Запольской стал ее дипломной работой), юный паж Керубино («Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше), мальчик («Сказка» М. А. Светлова), Зобунова («Егор Булычев и другие» М. Горького), старуха-скотница Татьяна («Осенняя скука» Н. А. Некрасова), экономка Живое-дова («Смерть Пазухина» Н, Щедрина). В дипломе выпускницы Фрейндлих значилось: «актриса-травести», и первое время ей придется играть много ролей в этом амплуа.
Отмечая многогранность таланта своей студентки, Б.В.Зон по окончании учебы подарил ей на память фотографию с многозначительной надписью: «Милая Алиса! Вы не смеете оставить втуне ни одну из Ваших склонностей: играть, читать, петь, танцевать. Только в таком случае Вы всюду поспеете и будете счастливы (Ленинград, июнь, 1957 год)». Она помнит эти слова наизусть и считает, что учитель очень прозорливо предсказал ее актерскую судьбу. Только драматический театр позволил ей слить воедино эту четверку склонностей— играть, читать, петь, танцевать. Ей повезло и в другом: камерный класс в институте вела профессор консерватории Зоя Петровна Лодий, которая была убеждена в том, что вокальное мастерство в сочетаний с драматическим искусством может рождать наивысший сценический эффект. Уроки 3. П. Лодий остались незабываемыми: правильная постановка голоса всегда помогала актрисе.
В эти годы Алиса впервые появилась в небольших киноролях в картинах «Неоконченная повесть» (1955 год, режиссер Фридрих Эрмлер), «Таланты и поклонники» (1955 год), «Город зажигает огни» (1958 год, режиссер Владимир Венгеров), «Повесть о молодоженах» (1959 год). В годы, учебы Алиса вместе со всеми бегала по студенческим пропускам в ленинградские театры. Чаще всего она посещала ТЮЗ, Театр имени Комиссаржевской и папин — имени Пушкина.
Первой сценой Алисы Фрейндлих стала как раз сцена Театра имени Комиссаржевской, куда ее привел в июне 1957 года Владислав Станиславович Андрушкевич (в те годы главный режиссер этого театра и одновременно преподаватель на курсе у Б. В. Зона). В театре внезапно заболела актриса-травести, которая исполняла роль мальчика Гоги (Игоря) в спектакле «Человек с портфелем» режиссера Н. Галина, поставленного по одноименной пьесе Алексея Файко. Алиса, до конца обучения которой в институте оставалось еще несколько месяцев, была срочно введена в постановку. В спектакле было всего лишь четыре эпизода с ее участием. Премьера состоялась 15 июня 1957 года. Роль Гоги-Игоря стала театральным дебютом Фрейндлих. Так Театр имени Комиссаржевской оказался стартовой площадкой для юной актрисы. Этот театр находится в одном здании с известным ленинградским универмагом «Пассаж». По этой причине и сам театр часто называют «Пассаж» — так и короче, и понятнее.
В ноябре 1957 года Фрейндлих сыграла роль беспризорника Котьки в спектакле по пьесе И. Микитенко «Светите, звезды!» режиссера И. Олыпвангера. Партнерами Алисы по сцене были актеры Г. Арсеньев, С. Боярский, В. Соболев, Г. Рычков, Г. Комарова, И. Дмитриев, Е. Андерегг. Дебют молодой выпускницы театрального курса Б. В. Зона не остался не замеченным прессой. В газете появилась хвалебная рецензия, где, в частности, говорилось: «Котька получился обаятельнейший, да еще такой колоритный. Он был безусловно и радостно театрален. И актерская неповторимость светила сквозь красочный облик героя». Смешного рыжеголового Котьку зрители не отпускали без аплодисментов. Он так задорно пел одесские шансонетки, что зал был готов ему подпевать.
......Сколько мы знаем случаев, когда молодой актер, вспыхнув и блеснув, словно метеор, исчезал, так и не повторив своего звездного часа. У Алисы Фрейндлих — другая судьба. Она давно уже стала своеобразным символом города на Неве. С советских времен каждым гость Петербурга, причисляющий себя к интеллигенции, считает своим долгом сделать три вещи: посетить Эрмитаж, посмотреть на разведение мостов над Невой и обязательно увидеть спектакль с участием Алисы Фрейндлих.
Как-то раз Алиса Фрейндлих обмолвилась, что и пьесах А. П. Чехова готова играть бесконечно. Будем надеяться, что мечта актрисы сбудется и нас ждет новое сценическое открытие, потому что каждая встреча с Алисой Фрейндлих — открытие. Эта женщина внесла в мир искусства свой собственный стиль игры. Умение подать предмет, явление, преломив их через призму своей индивидуальности; оттолкнувшись от внешнего, до тонкости постичь внутреннюю суть; дар вдохновенной импровизации, высокий взлет, острота и свежесть чувств — все это особый дар великой актрисы — дар поэтического свойства. Многие созданные ею образы стали классикой отечественного театра и кино, важными составными частями настоящего феномена под названием «Алиса Фрейндлих».
|